Профилактика интернет-зависимости
Любую болезнь проще предотвратить, чем лечить. Такую цель поставили перед собой специалисты МЦ Юность, обсудив тему: «Профилактика интернет – зависимости в МБУ ДО «Центре технологического обучения с несовершеннолетними, трудоустроенными в рамках мероприятия «Оказание содействия в организации временной и сезонной занятости подростков и молодежи».
Задачи и результаты программы:
1) диагностика уровня склонности к интернет-зависимому поведению.
развить коммуникативные навыки интернет-зависимых подростков
2) информирование о последствиях интернет-зависимости, влиянии сети на сознание и организм человека;
3)снижение тревожности и напряжения, избавление от эмоциональной неустойчивости подростков;
4)развитие навыка самостоятельного принятия решения, субъективного контроля (рассмотрение техник самовнушения, самоприказа, самоубеждения).
О некоторых нюансах подростки задумались впервые. Например, на вопрос психолога, кто считает себя интернет-зависимым. Решили проверить с помощью диагностики. Для оценки уровня Интернет-ависимости у участников беседы, был использован адаптированный тест шкала Чена. В результате были получены следующие результаты: у 3 человек не выявлено зависимости, 7 человек имеют контролируемый уровень, и 5 человек начальный уровень интернет — зависимого поведения. Мы связываем это с тем, что у ребят, организован досуг на данный момент и они трудоустроены, у них нет времени на чрезмерное пребывание в сети.
То есть в результате диагностики уровня интернет-зависимости, входе обсуждения результата тестирования, у подростков активизировалась способность к самоанализу, по тематике зависимого поведения. А ведь, самым важным критерием в профилактике интернет-зависимости, на наш, взгляд и выступает формирование осознанной позиции подростка. Безусловно, предполагает развитие трёх компонентов: воли (развитие волевых ресурсов, повышение уровня самоконтроля; так как формирование воли обеспечивает свободу от любых видов зависимости); мотивации (повышение уровня мотивации на совершение положительных поступков (успеваемость на уроках, взаимопонимание со сверстниками и родителями)); и формирование коммуникативных навыков.
Проводимые упражнения на беседе, выступили демонстрацией наибольшей ценности непосредственного реального общения перед виртуальным, обучением эффективным навыкам общения со сверстниками и родителями.
Занятие по профилактике интернет-зависимого поведения было проведено с целью формирования культуры пользования интернетом: обучение безопасному пользованию, поиску в первую очередь полезной и необходимой информации, формирование осознанного и критического отношения к содержанию интернет ресурсов. Такие занятия важны не меньше, чем подготовка к экзаменам, это – реальная жизнь, с которой подростки сталкиваются каждый день, и в школе, и дома. Они должны знать, каким образом из интернета исходит опасность и как не дать себя обмануть. В конце занятия была получена обратная связь по рассмотренной теме, на листе бумаги проявили инициативу отразить свои мысли в рисунке.